Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

"Без памяти нет совести"

15 лет назад не стало Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Известный литературовед, искусствовед, историк культуры, филолог, публицист, академик РАН... Круг научных интересов Дмитрия Сергеевича Лихачева был весьма обширен. Он является автором более 500 научных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры, и около 600 публицистических трудов. А еще на протяжении всей своей жизни был активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и истинной духовности.

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Начальное образование он получил в реальном училище и советской трудовой школе, а в 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета.

В том же году Лихачев был осужден на 5 лет за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». До ноября 1931 года Дмитрий Сергеевич являлся политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения. Его первая работа – «Картежные игры уголовников» – была опубликована в 1930 году в журнале «Соловецкие острова».

В 1932 году Дмитрий был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград, где устроился на работу литературным редактором Соцэкгиза. В тот же период в печати стали выходить его статьи на филологические темы. С 1938 года он – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, где руководил сектором древнерусской литературы.

Во время Великой Отечественной войны Лихачев был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Казань, где продолжил свою научную работу. После войны он вернулся в родной город и с 1946 года стал преподавателем Ленинградского государственного университета (с 1951 года - профессор). Одновременно с педагогической работой, Дмитрий Сергеевич продолжал много времени уделять и научно-публицистической деятельности. А еще он известен как активный общественный деятель, который никогда не шел на сделку с совестью. Так, он не состоял и не пытался вступить в КПСС, отказывался подписывать письма против деятелей культуры СССР. Лихачев всегда был искренне верующим и не скрывал религиозных взглядов.

В 1942 году Дмитрий Лихачев был награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в 1998 году стал первым кавалером восстановленного ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Помимо этого, он награжден и многими другими орденами и медалями, как России, так и других стран. В 1970 году был избран академиком АН СССР. Его вклад в сохранение русской культуры неоценим.

Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

Оценить личность этого светлого и безмерно талантливого человека помогут его цитаты и афоризмы.

«Без памяти нет совести»

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен»

«Образованность и интеллектуальное развитие — это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность — состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство — это почти болезнь»

«Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим»

«Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы…

Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов»

«Кто много говорит, тому не остается времени подумать»

«Совесть - не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной»

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе»

1369128031_novaya-lihachev

Источники: http://www.calend.ru/person/2679/
http://citaty.info/man/dmitrii-sergeevich-lihachev

Знак памяти и скорби

/ Блог Юрия Магаршака на сайте "Эхо Москвы" /

Юрий Магаршак: Георгиевские ленты - символ преследований и страданий георгиевских кавалеров в России с 1917 года до смерти

Когда началось дело Врачей, дедушка вынес Геогриевские Кресты из дома и ночью закопал в землю. До смерти Сталина дедушка Абрам не дожил трех месяцев - догадайтесь с четырнадцати раз, почему...



Вот уже несколько лет георгиевские ленточки массово раздаются. Перед Днем Победы 2014, как никогда ранее - не миллионами, а десятками миллионов. В Федерации всюду, за "кордоном" - в российских посольствах и консульствах, в супермаркетах и ресторанах, которые принадлежат русским, а также на пляжах и улицах. Для того, чтобы ленточки не носили неправильно (своими глазами видел на женских шортах, на лифе купальника, на бикини молодой девушки, в качестве элемента женской прически...), по интернету распространяются руководства, как правильно завязывать Георгиевские Ленты и где закрепить. На груди, на запястье, на сумочке и на антенне автомобиля (чтоб при движении полыхала) правильное ношение. Не далее как вчера увидел телевизионную группу, бравшую интервью у георгиевского кавалера с ленточкой на фуражке, который орал командирским голосом так, чтобы далеко было слышно: "Я десять лет в США, но остаюсь русским и офицером. В СССР я американские подводные лодки по радиоактивному следу как зайцев гонял. Русские войска должны войти в Украину. НАШИ войска должны положить бендеровцам и западэнцам-фашистам на Украине конец. Украина снова должна быть НАШЕЙ!" И это в Америке!

Георгиевская ленточка на себе после освобождения Украины стала производить такое мощное пассионарное действие, что не знаешь с чем и сравнить. На груди крестик столь бурной реакции у Православных в РФ сегодня точно не вызывает. И даже прикосновение к мощам или Чудотворной Иконе. Разве только как доза по силе воздействия. Доза Патриотизма. Она же Заряд Суверенности! Такое вот Великодержавное Чудо, которое совершил Путин и его Пресса. Награжденная за его совершение, в количестве трехсот человек, орденами (почему-то секретно).

После второго покорения Крыма - не "времен Очакова", а времен Путина, символика георгиевских ленточек (сменивших нечерный цвет с желтого на оранжевый: намек на оранжевую революцию, которую несут в мир русские после отмены революции Пролетарской - и чтобы смотрелось гламурнее, веселее) изменилась. Они повсеместно стали восприниматься как символ российской экспансии. Приводя Патриотов России в восторг, остальных (особенно в братских народах Украины, Белоруссии и Казахстана, граничащих с Федерацией) приводя в оторопь и пугая.

Черно-оранжевые ленты не будут использоваться в ходе празднования Дня Победы в Казахстане. Назарбаев запретил георгиевские ленточки - пишут Экономические Известия. Посольству Российской Федерации рекомендовано воздержаться от раздачи черно-оранжевых лент.

В Беларуси призывают запретить георгиевские ленточки. Белорусское оппозиционное Движение "За Свободу" призвало власти страны запретить раздачу в общественных местах так называемых георгиевских ленточек. В заявлении на сайте движения, в частности, поясняется, что данная инициатива выдвигается в связи с тем, что георгиевские ленточки уже перестали быть символом победы в Великой Отечественной войне, а в последнее время и вовсе "все больше становятся символом российского империализма", особенно из-за событий в соседней Украине, где они стали символом "прославления сепаратизма и военной агрессии".

Господа Россияне. Считаю себя не просто вправе сказать, а обязанным говорить, что вакханалия с георгиевскими лентами - кощунство и оскорбление памяти Георгиевских Кавалеров. Которые, если выжили на фронтах, в России преследовались и мучились из-за того, что были Георгиевскими Кавалерами с Октябрьского переворота до самой смерти. Наступившей в бытность правления ЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, а кому дожить посчастливилось, КГБ. Потому что быть георгиевским кавалером империалистической - как ее называли - войны, в СССР приравнивалось к белогвардейцам, к монархистам и их пособникам. За что - за одно это! - коммунисты, руками своих чистых рук и горячего сердца чекистов, арестовывали, пытали и убивали. Я обязан напомнить о том, о чем похоже вся Россия забыла: о страданиях Георгиевских Кавалеров в России, потому что два моих дедушки были георгиевскими кавалерами. Один - отец отца, Григорий Давидович Магаршак - полным Георгиевским Кавалером, другой - отец мамы, Абрам Иосифович Хавин, имел два солдатских Георгия. И вот какова была их судьба.

Дедушка Гриша (которому как полному георгиевскому кавалеру до Большевистского переворота отдавали честь генералы: еврею и рядовому!) после Октябрьского Переворота ни разу не надел орденов - и потому выжил. А те, кто хоть раз надели, в тридцатые оказались в Гулаге. Когда начался голодомор коллективизации и стало ясно, что дело идет к Большому Террору, дедушка расщепил и расплавил Георгиевские Награды. После чего золото сдал в Торгсин, чтобы хоть какую-нибудь одежду детям купить (в магазинах купить было нечего - хоть голым ходи). После смерти Сталина за Георгиевские Кресты уже не расстреливали, но с руководящей работы сняли б в один момент. Осталась одна фотография дедушки с Георгиевскими Крестами. Которую с риском для жизни хранили. Незадолго до того, как дедушка умер, на еврейском кладбище в Ленинграде поломали могилы, и семья решила рискнуть поместить фотографию дедушки с Георгиевскими Крестами на памятник, в надежде, что эти Георгиевские Кресты юдофобов от вандализма остановят. И в самом деле: могила разграблена не была.

Другой Дедушка, Абрам Иосифович Хавин, глазной хирург, с тридцатых годов возглавлявший одну из самых известных российских клиник, прятал георгиевские кресты в швейной машинке Зингер - но фотографию с георгиевскими крестами как святыню хранил. До тех пор, пока в 1937 году начальник милиции, живший в том же престижном доме на Ленинской, сказал ему по секрету: Абрам Иосифович, сегодня ночью тебя арестуют. Бабушка с дедушкой разорвали священную фотографию и спустили в унитаз обрывки. А с крестами не знали, что делать. Всю ночь сидели и ждали. И дедушку не арестовали. Арестовали соседа этажом ниже. И так они и не узнали, ошиблись ли НКВДшные, арестовав этажом ниже, или предупреждение об аресте было садистской шуткой.

Когда началось дело Врачей, дедушка вынес Георгиевские Кресты из дома и ночью закопал в землю. До смерти Сталина дедушка Абрам не дожил трех месяцев - догадайтесь с четырнадцати раз, почему.

Примерно такой же, как моих дедушек, была судьба всех Георгиевских Кавалеров, которым посчастливилось или не посчастливилось выжить на поле боя. В лучшем случае. Потому что те, кто хотя бы раз надел Георгиевские Кресты вне дома, или проболтался, что он Георгиевский Кавалер, были уничтожены.

Почему говорю об этом? За, так сказать, номером три, потому что разговоры о трусах евреях, которые воевали в Ташкенте, в Советском Союзе не утихали и до ВОВ. Во-вторых, как внук двух георгиевских кавалеров, имевших шесть Георгиев (таких среди тех, кто в георгиевских ленточках сегодня красуется, очень немного), в память о их страданиях из-за того, что Георгиевскими Кавалерами были, я не имею права молчать. А главное потому, что мучительной была судьба всех георгиевских кавалеров, которые не пали на Поле Боя. Которых преследовали до самой смерти, ежели выявляли. А не замучены и не убиты были лишь те, кому удалось свой героизм, за который получили Георгиевские Кресты, скрыть.

Верю, что о сказанном выше молодежь, носящая Георгиевские Ленты как символ возрождения Сверхдержавы, не знают. Но после того как узнали, понимание георгиевской ленточки, если ее надели, должно быть изменено. Они должны быть лентами памяти о мучениях Георгиевских Кавалеров. Стыда за страну, которая бесчеловечно и оголтело над своими Героями измывалась. Георгиевская Лента как символ не оголтелого по воле Правительства, а вдумчивого Героизма. Который, когда на страну никто не напал, состоит в том, чтобы противодействовать оголтелой власти, а не поддерживать.

А если уж надели Георгиевскую Ленту, то носить ее надо не словно бантик, а в той же форме, в какой были георгиевские кресты. На правой части груди. Сложив крестом. В знак Скорби и Памяти.

4cqIm1DRkcQ

Правда о России

Астольф де Кюстин. Правда о России
• • •
Дмитрий Донцов. Предисловие

НИКОГДА ЗАПАД ТАК НЕ УНИЖАЛСЯ ПЕРЕД МОСКОВИЕЙ, КАК В НАШИ ДНИ, И НИКОГДА ТАК МАЛО ЕЁ НЕ ПОНИМАЛ. НЫНЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ЭКСПЕРТЫ», «ЗНАТОКИ РОССИИ», ВЫУЧИВ «КОНСТИТУЦИЮ СССР» ИЛИ ИСТОРИЮ КОМПАРТИИ ДА ЕЩЁ ПИСАНИЯ МАРКСА И ЛЕНИНА, ДУМАЮТ, ЧТО ЗНАЮТ РОССИЮ И БОЛЬШЕВИЗМ, НО НА ДЕЛЕ НЕ ИМЕЮТ О НИХ НИКАКОГО ПОНЯТИЯ.

У этих «экспертов» и в мыслях нет, что познать современную Московию можно не так из произведений Ленина и речей Хрущёва, как из истории Карамзина, из истории Ивана III-го и IV-го, или из истории Пугачёва. Это потому, что материалисты, коими являются те «спецы» от России, имеют уши и не слышат, имеют глаза — и не видят, имеют разум — и не понимают. Это потому, что недооценивают фактор духовной натуры; не знают, что невидимой пружиной, мотором, «накручивающим» всю внутреннюю и внешнюю политику Кремля — нынешнего и позавчерашнего, — является фактор духовной натуры, а рассмотреть его возможно только «взором души», интуицией, ясновиденьем, — способностями, атрофированными у материалистов, которые за фасадом, лживыми заявлениями и статистиками — не видят ничего.

Этой интуицией обладали люди правящего сословия прошлых столетий, которые были достойны носить имя национальной элиты. Потому прекрасно понимали Россию Герберштейн, Флетчер, герцог Альба, и — Маркиз де Кюстин, автор эпохального сочинения о России Николая I, той самой, которой бросил вызов Шевченко.

Когда один француз, знаток человеческой души, увидел де Кюстина, сына обезглавленного революцией маркиза, ещё маленьким ребёнком, — он сказал его матери: «О, ваш сын есть из расы пророков!» И не ошибся, он им действительно был. Дар ясновиденья, острая интуиция — всё это было в нём, всё это отражается в его блестящем сочинении. Кроме того, заглянув глубоко в душу москаля, он оставил грозное предостережение Западу перед новым наплывом варварской орды с Востока, указывая также на ту силу, которую должен Запад найти в своей душе, дабы то нашествие отразить.

Кюстин писал о России Николая I-го, первой половины XIX века, но кто знает хотя бы основные факты из истории Московии, тот, читая книгу французского аристократа, теряет чувство времени. Не раз ему кажется, что перед ним встаёт Московия Малюты, «опричнины» Грозного, или Московия Ленина, Сталина или Хрущёва. До того здесь всё одинаково, всё то же самое, тот самый дух, та самая система, вечная, неизменная, несмотря на другие названия, титулы и мундиры. Как писал поэт Волошин: «что менялось» во всех сменах режима в России? Только «знаки и возглавья», а помимо того было всё то же самое — «быль царей и явь большевиков», тот самый разбой, разгул и «та же трынь трава». Так было при Суздальцах, при вассалах татарских ханов — Василиях и Иванах, при Романовых, в XVIII веке с господством пятерых шлюх на троне — двух Анн, двух Екатерин и одной Елизаветы, при Александрах и Николаях последней сотни лет монархии, и при большевиках.

Этот вечный дух московского народа, то, как он отразился в его эпохе, блестяще охарактеризовал в своей книге Кюстин. Политики, затурканные наукой «прогресса», выходят из себя, когда кто-то бросает тень на «великий русский народ», который якобы не может же отвечать за дела царизма или большевизма. Тем не менее, когда Кюстин говорит о духе самодержавия, а мы теперь говорим о духе большевизма (что одно и то же), то очевидно, это не только лишь дух «царских бюрократов» или «сталинских вельмож». Нет, это дух московского народа. Ведь когда российские патриоты гордятся «нашим» Пушкиным, Чайковским или Петром с Екатериной как произведением гения московского народа, они должны признать, что и Ленин, Молотов, Серов и Маленков также являются такими же творениями гения того же самого народа. Недаром же либеральные иммигранты, как один, становятся в обороне памяти царской России, а монархисты восхищаются имперской политикой большевизма.

Этот народ обладает — замечает Кюстин — «гением карикатуриста». Усваивая — или лучше воруя — какую-то чужую идею, он всегда её окарикатурит до неузнаваемости. До неузнаваемости окарикатурили москали греческую веру, полученную из Киева (не из Византии), изуродовав её своим шаманским духом, окарикатурили якобы присвоенную москалям Петром I западную культуру. Единственное, что они органически усвоили — за всю свою жизнь, — это традиции Орды, которая когда-то держала их триста лет под игом. Перемешанные с финнами, чуждые нашему Киеву, радимичи и вятичи, предки москалей, почувствовали в тех традициях Орды нечто себе родственное… Вот почему в своей книге тот дух московского народа наблюдает Кюстин и в царях, и в дворянстве московском, и в мужиках. В натуре — пишет он — разных слоёв того народа нет разницы, а когда порой кажется, что она есть, так это просто оттого, что высшее сословие — занимает силу принуждения, а низшее — нет. Когда же представители последнего дорываются до власти, то их господство становится копией господства тех, кого они как ведущее сословие, свергли. Как говорит он — в России «деспотизм на троне, а тирания — повсюду», как это образно-символически гениально показал в своей поэме «Сон» Шевченко.

Что же это за дух той нации в воображении нашего автора? Какова есть московская натура? Кюстин утверждает, что это дикарская натура, безразличная к святости данного слова, ко всякому правдивому чувствованию, к чувству справедливости. Всё в ней — ликующая ложь, притворство и обман, недостаток всякого морального смысла, отсутствие понятия права и обязанности. Физический тип москаля — это преимущественно тип калмыка. Московия — это «общество, упорядоченное страхом». Это общество или эта империя — это орда номадов, кочевников на биваке. Каждый из них — «замаскированная марионетка». Отмечает их страшная ксенофобия, ненависть к чужакам, вытекающая из зависти к ним, основанная на чувстве собственной инфериорности (низости).

Это рабы физические, душевные, с рабской душой и с рабской совестью. Строй или система в эпоху Кюстина царят в России такие же, как при Иване Грозном, как при Сталине или Хрущёве. Ведущее сословие рекрутировалось при Грозном не на основании высших качеств каждой независимой от неё единицы, а по совсем иному принципу: не заслуги, не достоинство были титулом к принятию в высшее сословие, а безбашность, разгульность, готовность ежеминутно к разбою и насилию — как писал цитированный Кюстином российский историк Карамзин. Опричник царя Ивана, так же как партиец Сталина, — должен быть законченным хамом и бандитом в душе, готовым к служению белому или красному царю, без каких-либо моральных правил. Должен отречься от всех естественных, органических связей — семьи, Бога, нации. Кремль — для Кюстина — это «сатанинское здание», в котором место лишь «личностям из Апокалипсиса».

И ещё что констатирует Кюстин, — вещь невероятно важную для всех, кто интересуется российской политикой. Он утверждает, что весь тот страшный режим, который господствует в царской России тех времён, и который господствовал ранее, а как мы знаем — и в наши дни, — что это единственный режим, который способен держать эту империю вкупе. Иными словами — что при всяком другом, — империя разлезется, распадётся на свои составные части, что мы и наблюдали, когда обессилевшее ведущее сословие дворянства Александра II-го и Николая II-го начало играться в либерализм и конституционную монархию. Это утверждение француза важно особенно для тех наивных чужаков и родных земляков, которые верят в «эволюцию» имперского режима и в возможность какого-то компромисса с ним. Кюстину принадлежат слова, что когда империя московская в будущем испытает большой кризис, который будет угрожать её существованию, москали предпочтут снова иметь на троне такого тигра как Иван IV, нежели видеть распад своей орды. Вот где — в той натуре москаля — источник восстания Сталиных и Хрущёвых. К сожалению этого не способны понять наивные чужаки и украинцы, которые имеют уши и не слышат, имеют глаза и не видят.

Как тот режим вытекает из натуры москаля, так из неё же проистекает и его завоевательная политика. На Западе считают, что основой российской внешней политики является либо обеспечение границ, либо соображения экономической политики. Всё это ерунда! Её внешней политикой управляют «импондерабили», внутреннее стремление орды завоёвывать, подбивать другие народы, красть, мордовать, грабить и господствовать. Москали называют это своей «мессианской идеей». Это те самые внутренние импульсы, которые гнали когда-то на Европу монгольские орды. Правильно говорил Наполеон: «поцарапайте москаля, и вы увидите татарина». Кюстин много места посвящает московским «ямщикам», московской бесноватой езде, московской «тройке». Такой ямщик летит не думая о том, раздавит ли кого по дороге, сломают ли кони ноги, или вытрусит ли в галопе половину пассажиров. Всё это для него вещь второстепенная, основная же — достичь как можно быстрее цели езды. Это и есть тот чертовский московский «эрзац» чувства, ставящего превыше человека свою цель. И не справятся с той бесовской силой ни Запад, ни Украина, ежели той тёмной силе не противопоставят ещё более могущественную, ещё более страшную силу идеализма, горячей веры в свою Правду, поставленную свыше всего мирского и преходящего, силу милитаристского духа.

Такие мысли вызывает эпохальная книга маркиза де Кюстина. Написанная в лихом, блестящем стиле, преисполненная глубоких мыслей, элегантности изречения и непоколебимой веры в свои слова, — эта книга требует не только, чтобы её читали люди, болеющие за судьбу своей нации и нашей христианской цивилизации, но и чтобы над нею медитировали. Для людей, для которых благородство, мудрость и отвага не являются пустыми словами, — книга Кюстина станет путеводителем в нашу тёмную эпоху, на которую пала тень московского дьявола.

Апрель 1958.

_NGi0a0ujiY

Чем Гитлер околдовал немецкий народ?

/Статья Леонида Млечина в "Российской газете"/

Когда Третий рейх рухнул, немцы каялись и удивлялись своей наивности: как же это они могли поддаться колдовским чарам этого демона-искусителя? Какая загадка кроется во внезапном приходе Гитлера к власти? Какие же колдуны ему ворожили?

Его образ, соединивший невероятную жестокость с дьявольской харизмой, кажется необычайным, потому что он совершил невиданные по масштабам преступления. Если же представить его в обличье главы семейства или мелкого служащего, то это лицемерие садиста, лишенное всякой масштабности, вызовет только отвращение.

Если бы история не предоставила в распоряжение фюрера целый народ, который растерялся и сделал его своим рупором, Адольф Гитлер, плебей-недоучка, малосимпатичный тип, который, чавкая, поглощал вегетарианский суп и пирожные, влачил бы жалкое существование прирожденного мизантропа и неудачника.

"В тяжелых ботинках и кожаном плаще и с этими странными усиками, - таким увидел его один из будущих соратников, - он походил на официанта в привокзальном ресторане. Его накрахмаленный воротничок, заколотый английской булавкой из поддельного золота, совсем потерял форму. Он утирал лицо тем, что раньше было носовым платком".

В начале своей политической карьеры Гитлер предпочитал плащи с поясом, какие в фильмах 20-х годов носили частные детективы. Своей любовнице Еве Браун он представился как герр Вольф, господин Волк, - он любил окружать себя аурой таинственности и называл не свое имя, а партийный псевдоним. В его манере есть, подносить чашку к губам, пить кофе находили что-то женственное. С годами черты лица стали жестче, появилось несколько высокомерное и твердое выражение. Он овладел искусством пожимать руки с особым значением. Научился смотреть людям в глаза и как бы вглубь - это немногие умеют. Неуверенных людей немигающий взгляд подавляет. Улыбка, жест, поза - все отрабатывалось перед зеркалом.

Театральные трюки

Каждое выступление Гитлера выстраивалось как театральная постановка. Марш штурмовиков, вынос знамен, военная музыка - все это готовило толпу. Гитлер появлялся в ту минуту, когда толпа уже проявляла нетерпение. Первые слова он произносил спокойным тенором, негромко, иногда после минутной паузы. В 20-е годы не было электрического усиления голоса, и ему приходилось кричать. Он старался говорить как можно более низким голосом. Он ждал реакции зала, выкриков, которые помогали ему почувствовать атмосферу толпы, настроиться на нее. Минут через 15 в него словно вселялся дьявол.

- Все, что было раньше, разрушено, - кричал Гитлер на митингах. - Все, что прежде казалось великим, растоптано. Мы видим одну ошибку за другой, крах за крахом, бедствие за бедствием. Робость, летаргия, безнадежность - вот, что мы видим. Миллионы людей потеряли свои сбережения, миллионы остались без работы. Но люди, виновные в наших несчастьях, все еще у руля! Мы их уничтожим! Вы должны мне верить. Со скептиками невозможно завоевать мир, с ними нельзя штурмовать ни небеса, ни государство.

Митинги с его участием выделялись особой чувственной атмосферой. Он произносил речи, которые доводили слушателей до экстаза. Не случайно Гитлер считал, что толпа воплощает женское начало. Эротические чувства в нем пробуждала не женщина, а толпа, послушная его словам. Однажды он назвал Германию своей "единственной невестой". Он и обращался в основном к женщинам. Они были главными участниками его митингов. А все действо подчеркнуто маскулинным - барабаны, марши, знамена и мужчины в форме и сапогах. Его голос зачаровывал женщин.

Собственно говоря, он произносил сплошные банальности, но в эти моменты полного слияния они обретали силу пророчества. Иногда закрывал глаза и прикрывал лицо сжатыми кулаками, охваченный эмоциями высокого накала. Сходя с трибуны, Гитлер ощущал странное сочетание опьянения и отупения. Гитлер полностью зависел от реакции толпы. Если кто-то выражал несогласие, он терял нить, сбивался, прекращал выступление и уходил. Без восторгов толпы он сникал. Он был лишен природного мужества, болезненно переживал неудачи и мгновенно капитулировал. Поражение вызывало в нем растерянность и отчаяние. Как только он завершал выступление, то сразу же выходил. Он не позволял начаться дискуссии и не отвечал на вопросы, чтобы не сбить психологический настрой.

Мюнхенский профессор истории Карл Александр фон Мюллер вспоминал: "Он прошел совсем близко от меня. Суровое и бледное лицо, холодный огонь, пылающий в глазах, которые словно ищут врага, чтобы его сокрушить. Толпа придает ему эту мистическую силу? Или же он излучает эту силу, которая передается толпе? Средний класс, пребывающий в депрессии и упадке, вознес его. Но он не один из них. Он появился откуда-то из глубокого мрака".

Страх как главный мотив

Успех Гитлера состоял в том, что толпа в Германии тех лет была настроена на ту же волну, что и он. Гитлер исходил из того, что каждый, кто пришел его послушать, только что ощущал себя маленьким, одиноким, никому не нужным человеком, который не способен справиться со своими проблемами. И вдруг он оказывается среди множества единомышленников, и он захвачен пьянящим чувством принадлежности к мощной силе. Успех Гитлера был не столько политическим, сколько психологическим.

Он уловил настроение людей. Научился управлять эмоциями запутавшихся и ожесточившихся людей, не смирившимися с переменами в их жизни и в жизни страны. Фюрер олицетворял мечты и фантазии немцев, он выражал их затаенные желания и надежды.

Немцы жили не хуже других европейцев. Но немцы не справились со свободой, которую они получили после распада империи. Свобода требовала самостоятельности во взглядах и решениях. Немцы растерялись и уверились в том, что все беды от навязанной Западом демократии, антинационального либерализма и власти плутократов (сейчас бы сказали олигархов). Не имея привычки к самостоятельности в поступках и мыслях, растерялись без указаний сверху. Жаждали надежной, сильной власти, которая избавила бы их от неуверенности, от необходимости самим определять свою жизнь. Гитлер не только убеждал присутствующих в своих фантастических способностях, но и сам в них уверился. Он вернул немцам, болезненно пережившим распад империи, ощущение принадлежности к великой державе и чувство, что в страну вернулся хозяин. Беззастенчивый демагог, он обещал, что возьмет на себя все проблемы, и воцарится, наконец, порядок, стоит лишь уничтожить тех, кто мешает...

Его привели к власти

Приход Гитлера к власти не был, как принято считать, логическим следствием всей немецкой истории, прусского милитаризма и так далее. Ошибочно и представление о том, будто немцы сами выбрали фюрера. У нацистов была самая многочисленная фракция в рейхстаге, но они не представляли большинства немцев. Интерес к фюреру в конце 1932 года уже стал падать. Пик популярности был пройден. На следующих выборах за нацистов бы проголосовало еще меньше избирателей, и Адольф Гитлер так и остался бы крикливым вождем оппозиционной партии. Но ряд влиятельных людей, руководствуясь собственными интересами, помогли ему вскарабкаться на вершину. Иначе бы он никогда не пришел к власти.

Национальные социалисты собрали всех, кто был недоволен республикой. Республика воспринималась как воплощение культурного распада и морального банкротства. Вину за экономические проблемы приписывали парламентскому устройству, ответственность за неурядицы возлагали на демократов.

Между людьми демократических убеждений не было единства. Все сколько-нибудь заметные фигуры находились в ссоре друг с другом. Раскол в среде демократов, их почти мистическая неспособность к консолидации, неумение разглядеть и оценить реального врага оказались роковыми для судьбы демократии в стране. Не удалось создать блок умеренных, сознающих свою ответственность партий, поддерживающих конституцию, и тем самым дать отпор экстремистам. Партийные или личные симпатии и антипатии возобладали над общегосударственными интересами.

Один немецкий писатель, которому суждено было погибнуть в концлагере, накануне прихода национальных социалистов к власти разочарованно писал: "Что я должен делать? Бороться за республику? За какую? За эту? Да она сама этого не хочет". Многие считали, что республика прогнила и незачем пытаться ее улучшить. Пусть она развалится, а на ее месте возникнет нечто новое, светлое и прекрасное. Левые насмешливо наблюдали за Гитлером и говорили, что, пожалуй, даже имеет смысл дать фюреру власть на короткое время, чтобы он поскорее проявил свою несостоятельность и с треском провалился. Противники Гитлера воевали друг с другом и расчистили ему путь. А у них была возможность его остановить. Борьба с нацистами была бы кровавой. Но это, наверное, лучше, чем 12 лет нацистской диктатуры.

Гитлер разрушил Германию

Буквально на следующий день после прихода нацистов к власти все переменилось. Стремительно складывался жесткий режим, в котором не только сопротивление власти, но и выражение сомнений в ее правоте было смерти подобно. Несогласные исчезали, зато число согласных множилось на глазах. Даже если они и не разделяли взглядов вождя, то испытывали желание подчиняться. Неповторимая черта национального социализма - обилие послушных исполнителей, готовых исполнить любой приказ. В стране осталась только одна партия, и народ восторженно за нее голосовал.

Когда Германия в январе 33-го избрала вождем Адольфа Гитлера, судьба страны была решена. Германия отказалась от капитализма, парламентской демократии и пошла своим особым путем. Особый путь привел страну к Третьему рейху, мировой войне и полной катастрофе. Гитлер сам поверил в свое величие и непогрешимость. Низкопоклонство армии чиновников, сладкая лесть пропаганды только укрепили уверенность фюрера в том, что судьба Германии в его руках и он один способен добиться победы в будущей грандиозной битве. Он считал себя избранным провидением, чтобы вести страну и мир. Основная масса немцев уверилась в том, что у Гитлера все получается и готова была исполнить любые его приказы.

Источник: http://www.rg.ru/2013/10/11/gitler.html

nazi600

Метафизика фюрера

Оригинал взят у analitik_tomsk в МЕТАФИЗИКА ФЮРЕРА

«Национал-Социализм – это подлинное Христианство, а подлинное Христианство – это Национал-Социализм» — Адольф Гитлер

4f73dc1cd128b07

Союз государства и церкви не нуждается в разоблачении, поскольку исторически очевиден, и утверждается на уровне «святого писания»:

«Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» 1 Пет.2:13-14

Церковь выступает государственной фабрикой по производству метафизики господства.

«Религия – отличное средство, чтобы утихомиривать чернь» — Наполеон

«Чернь считает религию истиной, мудрец – ложью, правитель – полезным изобретением» — Сенека Младший

Collapse )

Почему не любят Григория Явлинского?

На мой взгляд, это очень интересные цитаты Григория Алексеевича, которые полно и ярко раскрывают его как личность и как политика и во многом объясняют его поступки и тот негатив, который "очень надёжно вделали людям в мозги".

"К сожалению, так сложилось, что нас очень не любят. «Яблоко» очень не любят, меня лично очень не любят. Ну, есть кто-то, кто по-другому ко мне относится. В чем проблема, почему так получилось?
Я в отличие от них ото всех, кто тогда оказался у власти, имел совсем другую жизненную карьеру и путь. Были две особенности. Во-первых, я был очень высоким чиновником Советского правительства, заведующим Сводным экономическим отделом Совета Министров СССР. По тем масштабам это выше, чем любой нынешний министр. Ко мне стекалась вся информация по экономике, по всему, и я все это делал и так далее. Много лет. Я был самый молодой, симпатичный такой, голубоглазый блондин, высокий в то время (смеётся). И был самый молодой, был на самой ключевой позиции. Я много чего знал про нашу страну. Эта вся компания – это были научные сотрудники из Научно-Исследовательских Институтов, причем младшие реально, кроме самого Егора Тимуровича, потому что у него были очень высокопоставленные родители. Это было мое первое отличие от них ото всех. Второе: у меня было отличие, что я не был членом ничего, никаких их тусовок. И когда я для себя решал вопрос, поддержу ли я эти изменения или нет, в 89-90 гг., в то время я занимал такую должность, что для меня это звучало так, что тут можно было попасть в тюрьму, советская система была жесткой, и нужно было принимать решение, туда или сюда. И принял для себя решение, принял я для себя его по двум основаниям: во-первых, невозможно было больше работать в той системе, потому что она была вся соткана из вранья, ну просто вся, и, во-вторых, она была ну совершенно непрофессиональная.
Я в то время и сам не был бог весть какой мировой экономист, я потом начал учиться, но все равно мне было понятно, что это так не работает. Вот это были две главные мои предпосылки, что нужно как-то иначе, поэтому отправился в этом направлении. У меня было два соображения: первое – профессиональное, и второе – что не надо врать, что из Советского Союза имеет смысл уходить только в том случае, если ключевое, что в нем есть, будет по-другому. А ключевое, что в нем было – это глупое, тупое, бессмысленное вранье, бесконечное, ну просто бесконечное. Ну типа, что все любят Ленина или ещё что-нибудь. Вот это было два основания.
И ещё я от них отличался тем, что я был очень провинциальный молодой человек, из далекого украинского города, и для меня Советский Союз, я считал его весь, своей родиной. Я не понимал, какая мне разница, Львов, Киев, Москва, Ташкент или Рига, это все было для меня, и когда я думал об этом обо всем, я думал, что это надо все переделать, все и сразу, всем одновременно, и зачем это резать на куски? Давайте жить вместе, ну можно же жить по-человечески. Европа вся собирается жить вместе, а мы тут все сейчас развалим. Весь этот набор взглядов был совершенно несопоставим с этой компанией, у них был совершенно другой взгляд. Во-первых, они считали, что цель оправдывает средства, во-вторых, они считали, что первоначальное накопление капитала всегда преступно, как говорил Маркс, и, в-третьих, они считали, что нужно только, чтоб у людей были деньги и богатство, а надстройка в виде судов, политической системы, она вся возникнет сама и автоматически. Они говорили, если у вас есть деньги, вы будете хотеть, чтоб у вас был суд, вы будете что-то такое делать и так далее. Взгляды это чисто марксистские, но очень было забавно, что эти люди как бы боролись с коммунизмом и марксизмом, но башка у них была устроена чисто по-коммунистически.
Ещё у них была одна такая тема, что все надо разрезать на куски: суверенитеты, все должны быть отдельно, Советский Союз надо развалить. Но так сложилось, что в начале 90-ых я лично был безумно популярной личностью, ну просто вообще. И для них было политически важным затащить меня в свою компанию. И для них было очень не с руки, что их критиковали не только коммунисты, это было нестрашно, это было неважно, а вот моя критика и моих товарищей критика – для них была большая проблема. И вот тогда они придумали тему, что я должен вместе с ними делать то, что они делают, а если кто этого не делает, то он ничего не делает. То есть, или воруем вместе – или ты бездельник. Хочешь чистеньким остаться – во тебе! Будешь вместе с нами. И они действительно за 10 лет непрерывной пропаганды такого рода сильно это людям в мозги вставили. Это вы можете прочитать всегда и везде про меня. Ничего не делает! Чубайс все время делает, они все все время делают – а Явлинский просто ничего не делает. Но если подумать, что делают, то я не участвовал в дефолте, в гиперинфляции, в этом, в этом. Абсолютно перевернутый негатив, мне говорили: «Ты хочешь остаться чистеньким?», я говорил :«Да, почему же я должен в этой грязи с вами сидеть?». «Ты хочешь, чтобы у тебя были чистые руки?» – «Конечно! Безусловно, меня мама так воспитала, что руки должны быть чистые максимально. Я живой человек, я тоже живу как все люди, я хочу, чтобы руки были чистые. Вы же у людей это все отбираете! Даже не у меня, а у них. Почему я должен быть вместе с вами?». И это поворачивало стандарт видения. Кроме того, у меня было другое отношение, я от них и отличался тем, что они были младшие научные сотрудники, для них стать членом правительства – это было что-то такое, а я уже был, я сам ушел, поэтому для меня должность не была чем-то таким манящим и какой-то целью, мне это не нужно было, мне нужно было только одно – не врать и работать по делу, вот и все. А тогда это было невозможным, потому что они делали такие глупости в силу своей некомпетентности, что не врать было невозможно. А как только начинается вранье – все заканчивается. Когда оно доходит до определенного уровня, оно превращается в насилие, всех заставляют в это верить. Это вот была одна линия, но её очень-очень надежно вделали в мозги людям.
Вторая тема, которая к этому примыкает – это ответственность. Первое – что ничего не делает, а вторая тема – что не хочет нести ответственность. Но эта тема ещё смешнее, потому что какую я должен нести ответственность? Кто из них понес какую ответственность? Никто никакой ответственности никогда нигде не нес, поэтому какую ответственность, о чем они говорят, я даже не знаю. Я действительно, да, не хотел нести ответственность за участие в коррупционных правительствах, в воровстве, в беспределе я не хотел нести ответственность, перед кем, перед своими детьми, перед своей женой, перед своими друзьями, своими близкими, я не хочу нести. Что я им скажу, ну что им скажу, зачем я в этом участвую, ну зачем? А они вот все время на это нажимали, что вот, он не хочет никакой ответственности.
Ну и третье, вытекающее отсюда, что не захотел с ними объединиться. Чего же я должен с ними объединиться-то? Это просто шайка жуликов. А теперь давайте посмотрим, в чем я не хотел принимать участие, за что я не хотел брать ответственность и с чем я не хотел объединиться. В 92-ом году я не хотел участвовать, брать ответственность и объединиться с политикой, которая привела к гиперинфляции. Гиперинфляция – это 2600% роста цен. А почему? А потому, что 2600% рост цен означает уничтожение денег вообще. Если сейчас случится гиперинфляция, это значит, что все из нас, у кого есть деньги, через какое-то время окажутся просто, ну извините, голыми, что на нас одето, что в квартире. А это же Советское время, у ваших родителей что было? Да ничего, квартира и все, и то не у всех. Почему это было такое преступление? Это называется «конфискационная реформа», они взяли и произвели полную и тотальную конфискацию всех денег. И уничтожение. Что из этого потом получилось? Из этого получилось, что если все деньги отобрали, то как проводить приватизацию? Вот только так, дружкам все раздать. Так и сделали. И за счет вот этих двух шагов сделали криминальную систему, в которой мы живем по сегодняшний день. Эти шаги и привели к тому, как сегодня, без вариантов. Вот и вся логика."

«Господин Оформитель»: места съёмок

Оригинал взят у alexander_kirn в «Господин оформитель»: места съёмок
Оригинал взят у aquilaaquilonis в «Господин оформитель»: места съёмок
Одному из лучших фильмов в истории русского кино скоро исполняется четверть века, а о нём так и не написано сколь-либо серьёзного исследования, проливающего свет на обстоятельства его создания. Несомненно, что в своей сути эта картина навсегда останется загадкой, но на некоторые вопросы, которые возникают у её зрителей, ответить всё-таки можно. Например – где происходили съёмки. Поиск в сети свидетельствует, что эта тема обсуждается, называются точные или предположительные адреса, однако до сих пор никому не пришло в голову попытаться составить единый реестр всех мест съёмок. Ну что же, я решил исправить это досадное упущение, и результаты моей работы оказались довольно неплохими – удалось точно идентифицировать почти всё.

Дом Платона Андреевича

В сети можно прочесть, это этот дом находится «во втором дворе дома № 55 по Галерной улице». Что с одной стороны соответствует действительности, а с другой – не совсем. Хотя бы потому, что, придя на Галерную улицу к дому № 55, вы там никакого дома не найдёте – вашим глазам предстанут только ворота и забор.






А всё дело в том, что «дом № 55 по Галерной улице» – это в действительности задний двор дома № 54 по Английской набережной – дворца великого князя Михаила Александровича. Именно этот особняк со стороны своего первого двора и выступает в роли дома Платона Андреевича. Дворов всего два – первый (правильнее всё-таки называть первым более близкий к особняку двор) оформлен в стиле модерн, второй – в стиле эклектики, он и соединяется с Галерной улицей воротами. Между собой дворы связаны длинной подворотней также в стиле модерн, облицованной светлой керамической плиткой. Эту подворотню, первый двор и дворовый фасад особняка Михаила Александровича можно видеть в фильме. Кроме того, роль лестницы дома Платона Андреевича играет собственная лестница, ведущая в частные покои великого князя. Имеет смысл сказать несколько слов об истории великокняжеского особняка.

Дворец со стороны Английской набережной



Дом № 54 по Английской набережной неоднократно менял владельцев и архитектурные стили. В 1830 г. он был приобретён светлейшим князем Александром Сергеевичем Меньшиковым, после смерти которого в 1869 г. дом унаследовал его сын Владимир Александрович. При нём особняк был в 1870-1874 гг. капитально перестроен в стиле эклектики архитектором К.К. Рахау. Со смертью светлейшего князя Владимира Александровича Меньшикова в 1893 г. его род пресёкся по мужской линии. В 1896 г. наследники продали особняк на Английской набережной Кабинету Его Императорского Величества. В 1904 г. его новым владельцем стал великий князь Михаил Александрович – младший брат императора Николая II. В 1911-1913 гг. дом был частично перестроен в стиле модерн архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Переделка затронула фасад, флигели и частично жилые покои. В дворовом флигеле был устроен гараж для машин великого князя, бывшего большим автолюбителем. Однако пожить в своём перестроенном дворце Михаилу Александровичу пришлось недолго. После морганатического брака в 1912 г. с Натальей Вульферт он был вынужден жить за границей и в Россию смог вернуться только после начала Великой войны в 1914 г. Основное время великий князь проводил на фронте или в своём дворце в Гатчине, где и был арестован Временным правительством. Большевики перевезли его в Пермь, в окрестностях которой он был в июне 1918 г. расстрелян. Дворец был национализирован и в 1922 г. передан Всероссийскому обществу глухих. Естественно, за прошедшие девяносто лет от былого великолепия осталось очень немногое.

Лестница в частные покои











Первый двор

















Подворотня













Второй двор







Вид сверху



Конечно, жить во дворце великого князя Господин оформитель никак не мог, поэтому особняк Михаила Александровича в фильме мы должны воспринимать лишь как обобщённый образ петербургского дома эпохи модерна. Да в 1908 г., когда начинается действие фильма, то есть до перестройки Мельцером, он и выглядел по-другому. Что касается квартиры Платона Андреевича, то она снималась где-то в другом месте.

Дом Анны Белецкой


Дом Анны находился совсем не на Песках, а на Васильевском острове по адресу: Днепровский переулок, 14. К нему Платон Андреевич попадает, преследуя монашку. Преследование начинается на улице Репина (в начале XX в. она называлась Соловьёвским переулком). Платон Андреевич и монашка идут вдоль дома № 24 в направлении от Большого проспекта к Среднему (этот проход показывается дважды). Затем мы видим Платона Андреевича идущим вдоль дома № 33 почему-то в противоположную сторону – от Среднего проспекта к Большому. Затем возобновляется прежнее направление движения – пройдя дом № 24, Платон Андреевич и монашка поворачивают налево, входят в подворотню дома № 26 (перестроен) и пересекают его двор. На следующих кадрах мы видим их уже в нескольких кварталах оттуда – в Днепровском переулке, где Платон Андреевич оказывается у дома Анны.

























Дом № 14 по Днепровскому переулку находился во дворе дома № 11 по 8-й линии. Этот участок с начала XVIII в. принадлежал подворью Александро-Невской лавры, квартиры в доме № 11 сдавались внаём. Дом № 14 по Днепровскому переулку был построен в 1902 г. гражданским инженером Л.П. Шишко для служб подворья. В начале 2000-х гг. оба здания сгорели и в 2005 г. были снесены. Внешний облик дома № 11 по 8-й линии был затем восстановлен, а на месте дома Анны теперь возвышается новое здание «Сокос Отеля Васильевский».

Дом № 14 по Днепровскому переулку со двора



Дом № 11 по 8-й линии в 1967 г.



После пожара



Во время сноса





Современный вид



Место, где находился дом Анны



Дом Грильо


Экстерьером для дома Грильо послужил особняк Фолленвейдера на Каменном острове (Большая аллея, 13).





Особняк был построен для швейцарского подданного, главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера в 1904-1905 гг. тем же архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером, который в 1910-1913 гг. перестроил дворец великого князя Михаила Александровича. Во время съемок «Господина оформителя» в особняке находился туберкулёзный санаторий. Дом также фигурирует в снятом в 1979 г. фильме «Приключения принца Флоризеля» в качестве резиденции Клуба самоубийц.










Интерьеры дома Грильо снимались в четырёх разных местах. Во-первых, в особняке Генриха фан Гильзе фан дер Пальса (Английский проспект, 8/10), одного из управляющих Русско-американской резиновой компании «Треугольник» и по совместительству консула Голландии в Санкт-Петербурге. Дом был построен в 1902 г. по проекту архитектора Вильяма-Эрнеста Иогансена. C 1939 г. в особняке располагается городской военный комиссариат.









Парадная лестница









Зелёная гостиная («Травяная комната»)









Собственный кабинет







Лестница в бельэтаж







Курительная (Персидская) комната





Сцена в оранжерее особняка Грильо снималась в оранжерее у Таврического сада.








Ряд сцен в доме Грильо был снят в особняке барона С.П. фон Дервиза (Галерная ул., д. 33), перестроенном архитектором Петром Шрейбером из доходного дома в 1880-х гг. В настоящее время в нём размещается театр «Санктъ-Петербургъ опера». Сцена игры в карты снята в комнате, прилегающей к Мавританской гостиной. В самой Мавританской гостиной Платон Андреевич впоследствии обнаруживает гроб с телом Грильо.


















Зал в особняке Грильо, где происходит первый разговор между ним и Платоном Андреевичем, был снят в Доме Радио на углу Итальянской и Малой Садовой улиц. Окно выходит на Малую Садовую.




Театральный эпизод был снят в Михайловском театре. (Через открытую дверь можно видеть деревья на Площади Искусств.)





Кладбищенские сцены были сняты на Смоленском лютеранском кладбище.







Сцена, в которой Платон Андреевич гибнет под колёсами автомобиля, была снята на Большом Петровском мосту через Малую Невку между Петровским и Крестовским островами. Мост также знаменит тем, что с него в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. заговорщики сбросили в воду тело Григория Распутина. Старый деревянный мост был в 2010 г. заменён на новый металлический.

Большой Петровский мост до реконструкции







По большому счёту неидентифицированным остался только кабинет ювелира.




В качестве бонуса:

«Господин оформитель»: картины

«Господин оформитель»: разное


***********************************************************************************************************
Чудесный фильм! Как говорится, на все времена. Один из моих самых любимых. Сюжет Александра Грина плюс гениальная режиссура Олега Тепцова, плюс мастерская игра Виктора Авилова и Михаила Козакова, и всё это помножено на неземную музыку Сергея Курёхина. Но к сожалению, фильм незаслуженно забыт. И ещё мне очень жаль, что снесли дом Анны. Иначе при следующем визите в Санкт-Петербург обязательно посетила бы это место.
Фильм очень питерский, очень русский и очень мистический.